Музыкальная культура Кубани

Музыкальная культура Кубани

 

Культура Кубани 19 – 20 века развивалась в русле общероссийской культуры.
Для культуры Кубани этого периода характерно смещение культурных традиций множества социальных групп различной этнической принадлежности, отличающихся социально-экономическим, общественно-политическим и культурным уровнем. Основным ядром историко-культурного развития края становилось формирующееся казачество. На это влияла и обстановка в крае, и численное доминирование казачьего населения в первых волнах переселенцев, их социальное развитие и сословно-корпоративная сплоченность, характерная для казачества, и целенаправленная политика царского правительства, стремившегося превратить казацкую вольницу в свою опору на осваиваемых землях.

Традиционно - бытовая культура кубанских казаков развивалась на основе южнорусской и украинской традиций. Здесь, на Кубани, рождалась новая региональная историко-культурная традиция, вбиравшая в себя элементы демократической культуры запорожского, донского, курского, воронежского, харьковского и полтавского регионов, ограниченно включавшая наиболее рациональные элементы культуры местных народностей и активно влиявшая на развитие их хозяйства, быта и самосознания.

Воплощением развития демократического самосознания кубанских казаков был фольклор - один из связующих компонентов этноса, важнейшее средство сохранения и передачи традиционно - бытовой культуры в различных формах. Фольклор славяноязычного населения Кубани - явление, сложное во всех отношениях - историческом, жанровом, этническом. Наиболее развитым и полуфункциональным был в регионе песенно-музыкальный фольклор: (детский, обрядовый, бытовой, военно - бытовой, строевой, плясовой, хороводный, исторический). Он представлен практически всеми своими разновидностями за исключением былин, ставших к 19 веку анахронизмом, и частушек, распространившихся на Кубани позже, уже во второй половине 19 века. Танцевальное народное искусство по сравнению с песенно-музыкальным было развито слабее. Песенно-музыкальная традиция на Кубани складывалась на основе смешения разных начал. Среди черноморцев сильнее чувствовались малороссийские влияния. Они проявились в распространении чумацких песен и дум, в популярности лириков и кобзарей, странствовавших по Кубани вплоть до начала 20-го века. В линейных станицах сказывались южнорусские традиции, особенно влияние донского фольклора с его развитым жанром исторических песен. Песни на Кубани обычно пелись без музыкального сопровождения, хотя музыкальные инструменты здесь были хорошо известны. Наиболее популярны были гармошка (иногда с колокольчиками), дудочка, пищики, бубен (таламбас) и трещотки. В случае необходимости в музыкальные превращались и предметы, далекие от искусства – рубэль приспособление для глажения белья), лучина, ложки, ваганы (корыто), гребенки и другие обиходные вещи. В песенном фольклоре преобладали трудовые песни - «полильни» или «стэпови» - коротенькие припевки шуточного или сатирического содержания, исполнявшиеся во время полевых работ. Они отвлекали от тяжелой монотонной работы, и их мелодия обладала своеобразным ритмом. Существовала на Кубани и масса обрядовых песен: игровые, плясовые и хороводные. Исполнялись обрядовые песни обычно без музыкального сопровождения. Среди служилого казачества особой популярностью пользовались строевые, военно-бытовые и исторические песни. Исторические песни пелись как беседные или похоронные. Они всегда были связаны с конкретными событиями, их персонажи имели реальных прототипов. К песням, певшимся еще на родине переселенцев, добавлялись новые исторические песни. В них нашли отражение важнейшие местные и общероссийские события, в которых доводилось участвовать кубанским казакам. Военным походам 1812 года обязаны появлением своим такие произведения, как «С гор подули витры», «Словно соколы крылаты», «Под Лейпцигом занимались». События кубанской истории легли в основу песен о генералах Бескровном и Бабыче, переселении в Закубанье «Зажурылись черноморци» и многие другие. Такие песни помогали народу осмысливать события собственной истории, определять свое место в важнейших исторических процессах.    Все основные жанры фольклора - исторические, бытовые, календарные песни, исключая былины - были известны на Кубани. Различна историческая глубина их сюжетов и образов, различны и судьбы. Возможно, один из наиболее древних мотивов сохранился в песне «Как за речкою, за Каялою», записанный в станице Тбилисской,- он рассказывает о татарском полоне во времена монголо-татарского ига. Многие произведения посвящены более поздним историческим или легендарным личностям, событиям. «Ой, да кому ж из нас, казаченьки», «Сон Стеньки Разина», песни о байде, Голоте, Платове и другие). До наших дней дошли и исполняются на Кубани многие шуточные, плясовые песни. А в памяти старшего поколения сохранились хороводные и игровые. Шуточные, плясовые песни исполнялись обычно в сопровождении гармошки, иногда с колокольчиками, пищиков, сопилок, а из ударных и плясовых инструментов - игрой на бубне (таланбасе) и трещеток. В танцевальном фольклоре преобладали синкретичные формы, где песня и игра, танец или подтанцовка дополняли друг друга, как, например, в игровых песнях «я со цветом ухожу», «Сейчас еду, сейчас еду у Кытай-город гуляты», «А мы просо сеяли» и т.д. Из прозаических и малых жанров фольклора и в настоящее время известны былички о ведьмах, нечистой силе, загадки, пословицы, поговорки. Поражает устойчивость во времени заговоров и заклинательных формул. Они существовали практически на все случаи жизни: от укуса змеи и от пули, от воров и болезней, от несчастной любви и от ведьм. В песнях есть лирический образ гармони, баяна, например, задумчивая песня: «Какая песня без баяна? Какая зорька без росы? Какая Марья без Ивана? Какая волга без Руси?». Тема любви в песенном фольклоре занимает видное место. Есть песни на тему «производственной любви», то есть любви, происходящей в производственной обстановке. Можно привести пример такой песни: «Рано-рано девушка встала, торопилась на ферму поутру…… узнавали рыжие телята девичий певучий голосок», а вечером у нее свидание с парнем. Другой пример: По полям колхозным едет агроном. Он же встречает на тропинке девчонку молодую.
Одной из замечательных особенностей Кубани являлось наличие у жителей казачьих станиц большого певческого опыта, приобретенного в процессе коллективного пения на сельскохозяйственных работах, а также в период прохождения военной службы и ежегодных военных сборов казаков. Хоровое пение занимало большое место в календарных и семейно-бытовых обрядах, в праздничном застолье, в танцах, хороводах, играх. Широко было распространено на Кубани пение па улицах. Любовь кубанцев к коллективному пению не могла не вызвать появления полковых, школьных и любительских хоров. Особое место в музыкальной жизни Кубани, в развитии и укреплении певческих традиций занимали войсковые певческий и музыкантский хоры (1811-1917 гг.). Есаул И. И. Кияшко в книге "Войсковые и музыкантские хоры Кубанского казачьего войска" пишет: "Первое время по переселении на Кубань хлопоты по устройству на новых местах... не давали возможности проявить любовь к музыке, но, устроившись и осмотревшись, запорожцы уже в 1811 г. организуют у себя певческий и музыкантский хоры". Наряду с произведениями духовного содержания, в том числе сочинениями Моцарта, П.Чайковского, Д. Бортнянского, А. Львова и др., певческий хор исполнял большое количество русских и украинских народных песен в обработке местных кубанских музыкальных деятелей - М. Бибика, Г.Кониевича, А.Бигдая. Значительное место в репертуаре хора занимали произведения русских (М.Глинка, А.Даргомыжский, П.Чесноков, М. Анцев и зарубежных композиторов (Л.Бетховен, И.Гайдн, Р.Вагнер, Р.Шуман, Ф.Мендельсон и др.). Наиболее продолжительное время, более 14 лет, регентом Войскового хора был Г.М. Концевич. С 1892 по 1906 гг. он являлся регентом войскового певческого хора, с октября 1910 г. - учителем пения и собирателем кубанских казачьих песен при Войсковом хоре. Г.М. Концевич был профессиональным композитором, создавшим такие незаурядные хоровые сочинения, как "Кантата памяти К.Д.Ушинского" и "Памятник" на стихи А.С. Пушкина. С 1 января 1910 г. Войсковой певческий хор возглавляет ученик Концевича, Я.М. Тараненко, при котором войсковой хор переживает время нового творческого подъема. Частые выступления перед публикой сделали хоровой коллектив знаменитым далеко за пределами Кубани. Значительное место в творческой деятельности войсковых хоров отводилось пропаганде церковной музыки. С войсковым хором связаны сбор и изучение кубанского казачьего фольклора. Огромная заслуга в этом благородном деле, а также в деле популяризации казачьих песен принадлежит Г.М. Концевичу. В период с 1904 по 1913 гг. им было собрано и издано в собственной обработке более 200 кубанских песен. Важное место в истории собирания кубанского песенного фольклора по праву принадлежит видному музыкальному и общественному деятелю Акиму Дмитриевичу Бигдаю. С именем А.Д. Бигдая связано открытие в Екатеринодаре в 1889 г. кружка любителей музыки, при активном участии которого были поставлены оперы "Фауст", "Трубадур", "Запорожец за Дунаем". Появились театральный и художественный кружки. Популярность их вызвала к жизни необходимость образования "Общества любителей изящных искусств". Самым значительным событием в деле развития музыкального образования в Кубанской области явилось открытие в 1908 г. музыкального училища в Екатеринодаре. В училище имелись три отделения: фортепианное, оркестровое, вокальное. Несколько позднее были открыты регентские классы. В 1910 г. в Екатеринодаре выступал Ф.И.Шаляпин. Екатеринодарцы имели счастье видеть и слышать знаменитого певца. Несмотря на высокие цены на билеты, к началу концерта театр был переполнен публикой. Очень тепло и радушно Ф.И. Шаляпин был встречен зрителями, всем хотелось слушать великого певца. Екатеринодарцы имели счастье встретиться с замечательным искусством Л.В. Собинова. Первый его концерт состоялся в Екатеринодаре в 1900 г., в здании второго общественного собрания (ныне гостиница "Краснодар"). Зал был переполнен, публика стояла па улице. Второй концерт Л.В.Собинова в Екатеринодаре состоялся через 12 лет.
Имя другого знаменитого артиста - Василия Петровича Дамаева - уроженца Кубани было известно не только в России, но и за границей. В.П. Дамаев родился в станице Отрадной, в бедной семье. Не имея материальной возможности. В.П. Дамаев, вероятно, никогда не смог бы получить музыкального образования, но совершенно случайно его пение услышал московский театрал, адвокат И.Л. Гар, который заинтересовался судьбой простого станичного парня. Он направил В.П. Дамаева в Москву с рекомендательным письмом к своей сестре В.П Козловской, имевшей отношение к музыкальным училищам. Три года титанического труда, напряженной учебы оперному искусству в условиях жесточайшей нужды увенчались блестящими успехами. В 1907 г. Дамаев подготовил сразу две роли - Самозванца в "Борисе Годунове" М.Мусоргского и Радамеса в "Аиде" Д.Верди. 30 августа 1908 г. в театре Зимина состоялся дебют В.П. Дамаева. Газета "Русское слово" писала об этом спектакле: "В среде исполнителей выделяется тенор Дамаев, молодой певец показал редкий по тембру голос, блестящую дикцию"..Чудесным голосом певца был восхищен и Ф.И.Шаляпин: "За такого тенора надо ухватиться обеими руками. Это настоящий драматический тенор с превосходной дикцией, с несомненным дарованием". В 1909 году В.П. Дамаев вместе с Ф.И. Шаляпиным поехал с русской оперой в гастрольное турне- Париж, Берлин, Лондон. Оперы «Борис Годунов», «Псковитянка», «Хаванщина» встретили восторженный прием у заграничного зрителя. В.П. Дамаев ездил по стране в гастрольные поездки, с концертами. Он побывал в Архангельске, Рязане, Ярославле и в других городах. Приезжал В.П. Дамаев в родную станицу Отрадную, где давал концерты для земляков.

Кубань по праву считалась в годы революций и гражданской войны культурной столицей Юга России. Еще в 1911 и 1912 годах выдающийся композитор А. Н. Скрябин давал в Екатеринодаре концерты. Его музыку местная газета называла «вихрем, ошеломляющим душу». В 1913 г. в Екатеринодаре с концертом выступил С.В.Рахманинов. "Собравшаяся многочисленная публика с истинным наслаждением прослушала всю программу в исполнении этого редкого музыканта, с превосходной своеобразной игрой". На вызовы публики С.В.Рахманинов исполнил несколько вещей, из ' которых "Полька" впервые исполнялась с эстрады. Знаменитому композитору и пианисту были преподнесены венок и множество цветов.

В первые десятилетия советского периода (1920—1940 гг.) музыкальная культура Кубани по идеологическим соображениям практически не изучалась, так как значительная часть кубанского казачества не приняла идеологию и власть Советов. Кубанские казаки составляли большую часть Добровольческой армии в 1918—1920 годы. Исключение составлял лишь казачий песенный фольклор, вошедший в репертуар филармонических коллективов, созданных при советской власти: Государственного Кубанского казачьего хора (1937—1938 гг.), Ансамбля Попко И.Д. «Черноморские казаки».

В 1950—1970-е годы начинается профессиональное изучение музыкального фольклора Кубани, в печати публикуются отдельные статьи о музыкальной жизни дореволюционного периода профессиональных музыкантов А.В.Мосолова, С.И.Еременко, Г.М.Плотниченко, А.А.Слепова, В.Г. Захарченко, этнографа Н.И.Бондаря, поэта И.Ф.Вараввы и других авторов. Эти публикации, как и краеведческие очерки известного кубанского краеведа и писателя В.П.Бардадыма, расширили представления о музыкальной жизни и культуре Кубани.

Музыкальная культура Кубани имеет славные традиции. Кубанская консерватория готовила профессиональных музыкантов. На Кубани творили замечательные композиторы Н. Хлопков, Г. Плотниченко, Г. Пономаренко. В июне 1966 года в Краснодаре было открыто краевое отделение Союза композиторов РСФСР. Среди музыкальных коллективов края популярность приобрел Кубанский казачий хор, возрожденный в 1969 году. Художественным руководителем хора стал С. А. Чернобай. Коллектив исполнял народные песни, записанные в кубанских станицах, сохраняя их местные особенности. Концертная деятельность хора огромна как в стране, так и за рубежом. В 1990 году на базе Государственного Кубанского казачьего хора был создан Центр народной культуры Кубани. Среди целей его деятельности – сохранение, изучение, творческое освоение и развитие традиционной культуры края. WYRR ведет сбор материалов, характеризующих традиционную кубанскую культуру: праздники, обряды, фольклор, народную педагогику и медицину, верование, жилище, одежду, пищу. Музыкальная жизнь края в 90 годах наполнена множеством фестивалей. Интенсивно развивается собственно кубанская художественная культура. В этом деле велика роль Краснодарского государственного камерного хора, творческого объединения «Премьера», Государственного ансамбля песни и пляски «Казачья вольница», Краснодарского центра национальных культур.

 

 

 

                                       Литература

Борисов Г.П. Музыкальная культура Екатеринодара М., 1992;
Попко И.Д. Черноморские казаки в их гражданском и военном быту. СПб., 1858;

Короленко П.П. Черноморцы. СПб., 1874;

Щербина В.А. Состояние народного образования в земле Черноморского казачьего войска в первые годы его существования. Ставрополь, 1888;

Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска. Т. I—II. Екатеринодар, 1910, 1913;

Мосолов A.B. В станицах Кубани//Советская музыка. Москва. 1953. № 1. С. 61—65;

Варавва И.Ф. Песни кубанских казаков. Краснодар, 1966;

Слепов A.A. Добрый след Акима Бигдая//Кубань. Краснодар. 1972. № 4. С. 105—109;

Еременко С.И. Хоровое искусство Кубани. Краснодар, 1977;

Захарченко В.Г. С любовью к песне//Комсомолец Кубани. Краснодар. 1976. 8 дек.;

Бондарь Н.И. Народная песня — памятник истории и культуры. Краснодар, 1979.

Бардадым В. Войсковой певческий хор//Комсомолец Кубани, 1979.

Еременко С.И. Как певали казаки//Комсомолец Кубани. 1989.

Жиганова С.А. Песенные традиции Кубани и дети//Традиционная культура и дети. Краснодар, 1994. Вып. 1. С. 108— 141;

Булавин Ю.В., Корсакова H.A. Народные музыкальные инструменты на Кубани: история и современность// Традиционная культура и дети. Краснодар, 1994. Вып. 1. С. 214—262;