Комплекс способностей

Комплекс способностей

 

«Комплекс способностей, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности концертмейстера».

 

Время, в которое мы живем, сложное и противоречивое. Сложившийся уклад жизни людей подвергается коренным изменениям. Происходят политические, экономические и социальные преобразования, и, как результат этого – переоценка ценностей. Ведущая роль в этом процессе принадлежит эстетической сфере, которая объединяет все виды человеческой деятельности: познавательную, нравственную, художественную и т.д.

В данном случае, хочется сказать о музыкальных ценностях, о роли музыкального образования детей.

Поле деятельности концертмейстера в детском хоровом коллективе очень обширно и значимо. Перед ним стоит благородная миссия:

  • приобщить ребенка к миру прекрасного;
  • помочь ему выработать навыки пения в ансамбле и хоре;
  • развить музыкальность;
  • формировать его жизненную позицию.

Отсюда следует, что к концертмейстеру предъявляются большие требования. Он должен обладать:

  1. Общей музыкальной одаренностью.
  2. Хорошим музыкальным слухом, воображением.
  3. Умением охватить образ и форму произведения.

Он должен быть:

  • артистичным;
  • суметь воплотить замысел автора;
  • быстро освоить музыкальный текст;
  • читать 3-х строчную партитуру;
  • быть личностью.

Концертмейстеру необходимы и профессиональные навыки:

  1. Уметь читать с листа фортепианную партию, понимать смысл произведения, играть аккомпанемент, ясно представляя партию солиста.
  2. Транспонировать текст в пределах кварты.
  3. Владеть навыками игры в ансамбле.
  4. Читать хоровые партитуры и транспонировать их на 0,5 тона и 1 тон вверх и вниз.
  5. Знать основные дирижерские жесты и приемы.
  6. Знать основы вокала: постановка голоса, дыхания, фразировку артикуляции, нюансов: темп и характер произведения, если надо – незаметно подыграть мелодию (хору).
  7. Уметь на «слух» подобрать мелодию и аккомпанемент, импровизировать, фрактурно (там, где нужно)) изобразить заданную тему, подбирать гармоническую основу к теме в простой фактуре.
  8. Знать основы музыкальной культуры, изобразительного искусства и литературы, чтобы грамотно отразить стиль и образный строй произведения.
  9. Должен овладеть навыками общения с младшими и старшими хоровыми коллективами.
  10. Помогать дирижеру в распевании участников хора, предлагая различные виды упражнений, а так же задать четкий ритм работы.

Ведь не секрет, что не только от дирижера, но и от профессионализма аккомпаниатора зависит правильность выбора упражнений.

Пианист (баянист) следит за жестами дирижера постоянно, поэтому он, зная основы дирижерской техники, умеет играть «по руке» дирижера.

Работа концертмейстера, в связи с возрастными особенностями детского исполнения отличается рядом дополнительных сложностей.

На занятиях хора (на этапе разучивания репертуара) иногда надо показать звучание отдельных голосов в хоровой партитуре и звучание всего музыкального полотна. Здесь нужна способность беглого чтения с листа как с партитуры, так и совмещения хоровой партитуры с аккомпанементом в произведении, при этом необходимо добиться выразительности. Через показ на инструменте концертмейстер обращает внимание на чистоту интонирования, характер звучания, фразировку и ритм.

При первом исполнении хорового сочинения аккомпаниатор должен увлечь и заинтересовать хористов. Ему следует точно передать авторский музыкальный текст, создать целостный художественный образ, взять нужный темп, верно распределить кульминации. Играть партитуру нужно так, чтобы максимально приблизить звучание инструмента к хоровой звучности. Показывая хоровую партитуру, концертмейстер обязан подчиняться основным вокально-хоровым законам (певучесть, плавное голосоведение, исполнение цезур, штрихов, соблюдение цезур для взятия дыхания и т.д.). Это поможет хористам понять сущность нового произведения.

Музыкальные образы, которые слышит концертмейстер внутренним слухом, он в какой-то степени делает видимыми. Неверное движение головы или любой другой необоснованный жест аккомпаниатора может вызвать ошибку в звучании хора: неверное вступление голосов, ошибочный динамический нюанс, неточное взятие дыхания, ритмическое колебание и др. Строгость и выразительность движений концертмейстера во время исполнения влияет и на восприятие слушателей зала, в котором выступает хоровой коллектив во время концерта.

Существуют критерии, которым должен соответствовать концертмейстер-профессионал:

  • достигать верного звучания и соотношения голосов в хоре: выразительное исполнение мелодии, ощущение гармонической основы баса, звучание гармонических фигураций;
  • пользоваться грамотной динамикой и тембром звучания в момент перехода от вступления к исполнению сопровождения;
  • правильно соотносить динамику, темп, нюансировку аккомпанемента с характером звучания солирующей партии;
  • в момент концертного исполнения аккомпаниатору необходимо постоянно контролировать себя, помнить о том, что он также несет ответственность за исполнение хоровых партий;
  • чувствовать себя уверенно во время исполнения, а для этого лучше готовиться к выступлению и не допускать срывов во время общения с аудиторией;
  • обладать сценическим опытом музыканта.

Концертная деятельность оказывает огромное влияние на развитие творческого исполнительства концертмейстера.

Хорошо играющий концертмейстер, обладающий широким репертуаром, всегда будет пользоваться у слушателей большим авторитетом.