Концертмейстер не только аккомпанирует на уроках и концертах. В его функцию входит разучивание вокальных партий по голосам, помощь дирижёру в распевании певцов ансамбля, а также во время сводных репетиций при подготовке к концертному выступлению.
Урок нашего фольклорного ансамбля начинается с дыхательной гимнастики, подготовительных упражнений на артикуляцию и дикцию. Задача этих упражнений – настроить голосовой и дыхательный аппарат на певческий режим.
Одно из упражнений на дикцию предполагает активное и чёткое произношение звонких и глухих согласных группами по четыре: ж ж ж ж - ш ш ш ш; з з з з –с с с с; д д д д – т т т т; г г г г – к к к к; б б б б – п п п п.
Распевание представляет собой одну из важнейших частей работы по воспитанию певческих навыков. На распевание нельзя смотреть лишь как на разминку голосовых связок перед исполнением репертуара, это путь к овладению техническими основами вокального искусства.
Концертмейстер помогает дирижёру ансамбля в распевании, предлагая различные виды упражнений. Это могут быть следующие упражнения:
1. Распевка на стаккато по звукам: до,ре,ми,ре, до,ре,ми,ре,до. Поётся по всем тональностям вверх до звука « сиЬ» и вниз до звука «ля». Эта попевка помогает выработать правильную певческую позицию.
2. Распевание гласных звуков в определенных певческих слогах на одном звуке. Поётся по тональностям вверх до звука «си» и вниз до звука «до». В данном упражнении могут быть использованы следующие слоги:
При-прэ-пра-про,пру ; би-бэ-ба-бо,бу; ми-мэ-ма-мо,му.
3. Попевка на поступенное движение мелодии от I ступени к V-ой вверх и затем вниз по этим ступеням. В этом упражнении используются такие слова: «вот иду я вверх, вот иду я вниз». Это упражнение направлено на развитие диапазона.
4. Небольшая попевка в диапазоне чистой квинты на слова «зима, зима пришла». Поётся по всем тональностям вверх до звука «до», вниз до звука «ля». Эту попевку можно использовать для развития кантилены.
5. Распевание фразы из русской народной песни «Пойду ль я, выйду ль я» на слоги «ля»; «лю» (мягкая атака звука), на слог «да» (твёрдая атака звука) в тональностях от «до мажор» вверх по полу-тонам, до «фа мажор».
6. Артикуляционный аппарат у обучающихся, особенно младшего возраста, нуждается в развитии. Поэтому целесообразно включать в распевание различные скороговорки, например: «веники, веники, веники-помелики» или «от топота копыт пыль по полю летит». Эти скороговорки активизируют работу губ, развивают дикцию.
В младшем фольклорном ансамбле много внимания уделяется работе над различными способами звуковедения, осваивается приём цепного дыхания, ведётся работа над расширением диапазона. Поэтому, в качестве вокального упражнения можно использовать и вокализы, начиная с простейших. Нужно подчеркнуть, что не только от дирижера, но и от профессионализма концертмейстера зависит правильность выбора упражнений для распевания. Распевки важно играть в правильном метро-ритмическом движении, особенно переходы от одной ступени к другой.
Иногда случается так, что концертмейстеру приходится вести урок самостоятельно, без дирижёра. В этом случае, концертмейстер проводит все подготовительные упражнения и распевки, повторяет слова песен, разучивает с ансамблистами их партии. Как правило, в младшем классе – это унисон, и по прошествии времени – пение подголосков и пение на два голоса. Необходимо помнить, что очень важная задача – это чистое интонирование и правильно сформированные вокально-хоровые навыки. В этой работе необходимо учитывать степень развития слуховых и певческих данных детей, особенности дыхания и артикуляции, интонационные трудности в работе над произведением и методы их преодоления. В работе над вокальной партией песни полезно использовать приём пения «про себя» с чёткой артикуляцией, а также приём вычленения неудобного скачка в мелодии вместе со словами, и отрабатывание его, как распевку. Разучивать вокальные партии желательно по-фразно.
Таким образом, при работе над вокальными произведениями на уроке концертмейстеру необходимо использовать те же приёмы и методы обучения, какие использует преподаватель фольклорного ансамбля.